Создание инклюзивной творческой мастерской "УМКА" в 2020 году как культурно-образовательной платформы для объединения детей с разными возможностями посредством театра на базе МБУК "Коношский районный краеведческий музей" послужило толчком для развития инклюзивного направления не только на территории МО "Коношское", но и на всей территории МО «Коношский муниципальный район». Это уникальная возможность для детей в равных возможностях заниматься художественной, театральной и прикладной деятельностью. Создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Изделие, выполненное ребенком с инвалидностью, несет отпечаток его личности. За два года работы мастерской детьми в смешанной группе были созданы своими руками герои для пяти сказок и было представлено зрителю пять онлайн-спектаклей. Воплощая в жизнь образы героев, проживая их настроение, вживаясь в роль, озвучивая "ожившую" куклу, среди ребят не чувствовалась разница, не были заметны те или иные нарушения здоровья. После демонстрации кукольных спектаклей участники получали активное одобрение аудитории, большое количество просмотров онлайн (более 1000), положительные комментарии и многочисленные просьбы посетить с постановкой удаленные от Коноши территории, например МО "Подюжское" и МО "Тавреньгское" Коношского района Архангельской области.
На сегодняшний день, наконец, появилась возможность представить зрителям новые спектакли "в живую", что потребует укрепление необходимой материально-технической базы. Использование разнофактурных материалов для создания театральной ширмы, кукол и реквизита станут эффективным акцентом в реализации спектаклей и заметно улучшат качество развития творческих способностей детей с инвалидностью и ОВЗ. На протяжении двух лет для каждого спектакля куклы изготавливаются отдельно и каждый раз по новой технологии. Самым подходящим материалом для создания кукол-марионеток оказалась глина. Для этого участники творческой мастерской прошли стажировку в студии росписи керамики «Желтый кактус» на базе Инклюзивного ремесленного центра ИРЦ «Капля солнца» в городе Пенза. Освоение работы с глиной существенно позволяет расширить возможности и развить новое направление мастерской "УМКА". А сама лепка из глины для детей с различными нарушениями здоровья – хороший способ отдыха, развития мелкой моторики, а так же оздоравливание как физических, так и психических недугов.
Отличным решением расширения возможности и освоения новых территорий стало создание творческой инклюзивной мастерской "УМКА" в мобильном формате.
Работа мобильной инклюзивной творческой мастерской "УМКА" будет построена по трем направлениям:
1. Детский инклюзивный кукольный театр – площадка для активного вовлечения в творческую деятельность детей с инвалидностью, детей с ОВЗ и детей без физических ограничений. В рамках данной площадки дети узнают о различных видах кукольного театра, будут участвовать в спектаклях кукольного театра.
2. Творческая мастерская - образовательная площадка для детей и взрослых. В рамках работы данной площадки участники мастерской научатся работать с глиной. Идея проста - каждый сам творец своего счастья, и творить его можно и нужно из любого подручного материала - от глины до правильно настроя на предстоящий день. Поэтому в рамках работы мастерской мы хотим дать возможность почувствовать и понять, что все в их руках, в том числе и та творческая энергия, которую мы так часто отодвигаем на задний план. Привлечение волонтерского сообщества и творческих коллективов к систематической творческой работе с инвалидами.
3. Передвижной инклюзивный кукольный театр и творческая мастерская - мобильная площадка для детей и взрослых на территории Коношского района Архангельской области.
"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок..
⠀
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка.
⠀
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Но мастерство достигается не каким-то наитием. Оно зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.
⠀
Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук - это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел."
⠀
(С) Василий Александрович Сухомлинский, "Сердце отдаю детям"